СВЯТО-ВВЕДЕНСКАЯ ОСТРОВНАЯ ПУСТЫНЬ
Издано по благословению Высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского
Слова Евлогия:
Прикоснуться к святыне – значит найти ее и почувствовать то, что выше земной действительности. Есть среди человеческих строений места особо значимые, где все обращено на невидимую сторону жизни больше, чем на видимую; это удивительно удовлетворяет дух и счастливит души людей, показывая нам свой смысл и свет. Монастыри и монашество неразрывны с историей человеческой жизни, как путь к подлинно духовной ее части, без коей она теряет себя и становится ничего не значащей. Это не зачеркивание земного бытия, но сущий его расцвет и плод. А самое главное – с верой христианин побеждает смерть и обручается светлой вечности. Свято-Введенская островная пустынь, что близ города Покрова Владимирской области, вошла в жизнь как светлый опыт духовно-нравственного созидания души, насажденный иноками – выходцами из Святой горы Афон. Из них самым знаменитым был ученик молдавского великого учителя Паисия Величковского – старец Клеопа, который погребен в этой обители. Это издание познакомит читателя с прошлым Пустыни в его отрадной стороне, а также и печальной, когда все было стерто, что насажено веками и неимоверным трудом. Время неумолимо, и жизнь, как небесный луч, ничем нельзя сдержать: трава пробивает асфальт, жизнь побеждает смерть. Ничто не предвещало возрождения островной Пустыни после погрома безбожного времени. Но она чудом вновь стала во весь свой внешний и внутренний рост. Как теперь она неузнаваема! Не столько новое и обновленное в ней удивляет первого паломника, сколько души ее насельниц и их духовной матери, горящие особым каким-то огнем – все творить высоко, красиво и на пользу. Чтобы окружающий мир, утопая в бесконечной суете, видел нечто необычное и стройное, познавал, что есть высота и глубина нашего бытия.
Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский
Вступительное слово настоятельницы Свято-Введенской островной пустыни игуменьи Февронии:
Дорогие мои! Братья и сестры!
В повседневной житейской суете мы часто не можем понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни. У нас нет времени и внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия. А между тем в Писании говорится: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19, 21). Мы же часто становимся дерзкими богоборцами, противниками Божиих определений о нас, забывая, что силой Духа, силой Божией человек может совершить много доброго. Дверь Божественной помощи и милосердия открыта всегда. Нам надо лишь открыть дверь окаменевшего, глухого человеческого сердца навстречу Богу. Совершая грехи, противясь многовековому церковному опыту, мы часто лишаем себя этого счастья. Мы должны любовно принимать все церковные установления, они учат доверять Богу и следовать Его святой воле даже тогда, когда она расходится с нашими желаниями. В Новом Завете говорится, что именно в монастырях особенно явственно слышны слова Иисуса Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Господь стучит в дверь человеческого сердца. Христос – Странник, который приходит к каждому. Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего – Любовь. Никогда не забывайте об этом! Предстательством Царицы Небесной да хранит Вас Всещедрый Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!
С любовью о Господе
игуменья Феврония, настоятельница Свято-Введенской островной пустыни
Эпиграф:
Почаще освежайте душу свою посещением обителей. Если можно где увидеть ныне свет Божий, то только в обителях.
Святитель Феофан затворник Вышенский
Монастыри для мирского человека во все времена были образцом духовной жизни, примером тому, что праведная жизнь возможна и существует. Иоанн Богослов назвал монастыри «островами Любви к Господу». В буквальном смысле это сравнение относится к расположенной на лесном озерном острове Свято-Введенской островной пустыни. В 2008 г. обители исполнилось 300 лет. По преданию, островной монастырь на Вятском озере в начале XVIII в. основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни – монастырской слободе хорошо известного в XV–XVI вв. мужского Покровского Антониева монастыря. Введенская островная пустынь располагается у западной окраины Владимирской области. Здесь в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошел слух, другие люди стали приходить на берег озера и просить принять их в число насельников. Сергий и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда решили просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам «…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте… построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а верх на той церкви делать против прочих деревянных церквей, а не шатром, и алтарь круглый, а по левую сторону Царских дверей меж северных поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину». Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером закрепилось новое название – Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островской пустынью. Озеро и окрестные земли в то время принадлежали князьям Голицыным. С образованием Пустыни они безвозмездно передали озеро и остров в собственность монастыря. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем Пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями. Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на ее существование постоянно не хватало. В те времена правительство Петра I проводило частичную секуляризацию, то есть обращало часть церковной собственности в светскую. Монастыри были обязаны отдавать долю своих доходов в казну. В начале 1720-х гг., вероятно, при церковных реформах, появилось предписание бедные и малобратские монастыри приписывать к более богатым. И в 1722 г. Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословской обители Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошел к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель – монах Нектарий. Он продал монастырский храм (который был оценен всего в 17 рублей!) вместе с утварью в соседнее село Покровское, а сам покинул остров. Обитель пришла в совершенное запустение. Оставшиеся на острове четырнадцать монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам. В 1729 г., после обращения монахов в Святейший Синод, Введенская пустынь вновь получила самостоятельность. К тому времени отношение к малым обителям изменилось. В датированном 10 марта 1729 г. постановлении Синода монахам Введенской пустыни было сказано: «Островецкой пустыни… братство… из приписки Богословской пустыни освободить… а церковь из села Покровского возвратить в ту Островецкую пустынь неотложно и… иеромонаху Александру быть в оной Островецкой пустыни строителем». Однако церковь так и осталась стоять в селе Покровском, а на острове пришлось возводить новый, уже каменный, храм.
Сюжет:
Свято-Введенская островная пустынь получила название по главному храму обители – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Митрополит Сурожский Антоний так сказал о великом двунадесятом празднике: «Этот праздник говорит нам о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Пресвятая Дева вступает в те глубины молитвы, безмолвия, любви и чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И неудивительно, что мы празднуем этот день, как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти в течение всей Ее жизни до момента, когда Она сможет произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и вместе с Духом Святым родить воплощенное Божие Слово. Этим праздником дается нам образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь – во Святое Святых». (конец) При новом игумене-строителе Лаврентии у монастыря появились богатые вкладчики, на месте прежней деревянной церкви возвели каменный пятиглавый храм с главным престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом построили каменную шатровую колокольню с большим колоколом, весившим 30 пудов (около 500 кг), и часами с боем. В тихие дни колокольный звон отражался от водной глади озера, от этого он становился особенно благозвучен и был слышен даже в очень отдаленных от монастыря деревнях. Рядом с соборным храмом на острове построили небольшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Еще одна маленькая деревянная церковь с двухъярусным иконостасом была построена на Святых воротах пустыни и освящена в честь пророка Илии. На Владимирской дороге возвели каменную часовню, за год она собирала около 700 рублей подаяния. Во второй половине XVIII столетия благодаря стараниям Лаврентия Введенская пустынь превратилась из заброшенного бедного монастыря в благоустроенную обитель. Появились новые кельи для монахов, остров обнесли деревянной оградой, ее стоящие в воде сваи твердели год от года так, что впоследствии стали почти каменными. Со стороны озерных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. Плашка (можно как подпись к фотографии с туманом): В 1768 г. академик П.С. Паллас во время своей экспедиции по России проезжал по Владимирскому тракту и посетил Введенский монастырь. Он оставил в своем дневнике следующую запись: «Недалеко от Покрова… протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете». Действительно, окруженное лесами озеро, небольшой остров и возвышающиеся над ним главы церквей являли собой такой замечательный вид, что никто не мог остаться равнодушным. А в те дни, когда над озером поднимался туман, это впечатление еще более усиливалось. (конец)
После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре Афонской горы. Там Клеопа долгое время жил возле великого старца того времени, богослова и церковного писателя Паисия Величковского, архимандрита нескольких молдавских монастырей, основателя скита Святого Ильи на Афоне. Во Введенской обители старец Клеопа установил общежитийный устав Афонской горы, который требовал от братии усиленного молитвенного подвига. Известно, что при нем Всенощное бдение длилось не менее семи часов, на протяжении которых настоятель иногда сам поучал братию наставлениями своих любимых святых – Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. Настоятель Клеопа, очевидно, стремился к тому, чтобы братия этой обители прониклась молитвенным настроением, мысли бы очищались от греховных помыслов, а сердца воспитывались в духе взаимной христианской любви, прощения и снисходительности. Чтобы эта небольшая монашеская община стала церковью Христовой по слову самого Спасителя и чтобы последние слова вечернего правила «Христос посреди нас» были не пустым звуком, а отражением действительности. Пустынь постепенно обратилась в своего рода школу для иноков, искавших строгого воспитания. Отсюда ученики отца Клеопы распространяли общежитийный устав по другим епархиям России. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г. и был погребен у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все время ее существования. При перестройке церкви в 1891 г. могила старца оказалась внутри нового строения, в приделе во имя Иоанна Предтечи.
В 1870–1890-е гг. в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 г. была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891–1894 гг. возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Кроме главного, Введенского, в нем были еще четыре престола: в нижнем храме – во имя Иоанна Предтечи и преподобного Никиты-исповедника, а в верхнем храме – во имя Равноапостольных царя Константина и царицы Елены и во имя святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Иконостас соборного храма был посеребрен и местами позолочен, а стены расписаны образами греческого письма. При храме возвели колокольню. На острове появились кирпичные здания келий и настоятельского корпуса, кирпичная ограда, а рядом с островом на берегу два странноприимных дома для паломников. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. К святыне Пустыни, иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы, прибывало множество богомольцев, особенно в летнее время. В 1918 г. Введенский монастырь разделил участь сотен закрытых православных обителей. Святыни монастыря были варварски разграблены, на острове, сменяя друг друга, размещались дом для престарелых и инвалидов, детский дом, трудовая воспитательная колония. В 1940 г. вся монастырская собственность была увезена в соседний город Покров, и началась перестройка зданий.
По милости Божией в начале 90-х годов ХХ в. началось духовное возрождение России. С надеждой и упованием люди обратились к Православной Церкви – хранительнице непреходящих духовных и нравственных ценностей. Началось и церковное возрождение во Владимирской епархии. В 1993 г. благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской. В июне 1995 г. по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; ее настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония.
Сюжет:
Из воспоминаний сестер Первый раз мы приехали сюда в августе. Весь остров был усыпан золотой листвой, над ним – бездонное небо. Кругом была такая тишина и умиротворение, что озеро и остров производили совершенно потрясающее впечатление… Господь призывал нас. Невозможно было пройти мимо разрушенного храма. Мы думали: «В наших ли силах восстановить такой монастырь?» Мы молились, трудились, надеялись на помощь Господа. И Он не оставил нас. (конец)
В то время здания, ранее принадлежавшие монастырю, были заняты колонией для малолетних преступниц и представляли жалкое зрелище. На храмах не было куполов, в братском и игуменском корпусах находилось общежитие заключенных. Введенский собор покрывала уродливая протекающая крыша. В нем устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом – спортзал, мастерские и склад мебели. Никольский храм с заложенными окнами был превращен в клуб. Почти ничто не напоминало о том, что некогда здесь была процветающая обитель, своего рода остров духовной жизни. Несмотря на осквернение и запустение некогда процветающего знаменитого монастыря, атмосфера острова всегда была пронизана тихой радостью и благодатью. Настоятельница с сестрами прошли нелегкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья они начали зарабатывать первые средства. Постепенно директор колонии для малолетних преступниц передал обители сначала братский корпус, а затем и оба храма. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане. Большую духовную помощь в восстановлении обители оказали старцы Троице-Сергиевой лавры и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Они поддерживали и направляли монахинь в сложный период, помогали мудрыми беседами и советами. Одним из первых священников в монастыре был архимандрит Максим (Москалеонов). Монах, он более 40 лет жил в Троице-Сергиевой лавре, затем служил на патриаршем подворье в Переделкино, потом восстанавливал храм в городе Покрове. Об этом мудром старце с уважением и большой любовью вспоминают сестры обители. Сюжет или подпись к фотографии: Из воспоминаний сестер На нашем острове особый дух, особая благодать. Сестры рассказывали, что ночью во время чтения неусыпаемого псалтыря, в Никольском храме иногда слышно пение, как будто поют монахи бывшего мужского монастыря. Мы верим, что они нам помогают. А когда бывает очень трудно, мы молимся Пречистой Божией Матери, и от Нее обязательно приходит помощь. (конец) Многими трудами и молитвами сестер были привлечены вкладчики-строители новой Свято-Введенской островной пустыни. В 1995 г. восстановлен храм Николая Чудотворца. Его стены были покрыты штукатуркой, которая плохо держалась, два раза в год – к Пасхе и Рождеству – храм белили. Однажды, перед очередной побелкой решили размыть все слои штукатурки и с изумлением увидели под ней удивительной красоты старинные росписи и лики. На сводах храма древняя роспись почти полностью сохранилась, но на боковых стенах была практически утрачена. Росписи решили восстановить: пригласили реставраторов и, следуя древним образцам, под руководством художника В.И. Некрасова, метр за метром восстанавливали, казалось бы, навсегда утраченные святые образы. Для Никольского храма был изготовлен новый иконостас и заказаны иконы. Изящные деревянные киоты для икон, панихидный столик и многое другое изготовлены замечательными художниками из мастерской резьбы по дереву города Владимира. Со временем стал многочисленным и монастырский хор, поэтому в западной части храма решено было устроить клирос. Так Никольский храм приобрел современный вид. Восстанавливали и Введенский храм, с него сняли протекавшую крышу, установили леса, выложили барабан. С помощью хитроумно придуманного подъемника установили купола, а потом, с Божией помощью, кресты. Теперь с самого отдаленного берега озера как символ возрождающейся обители видны главный купол Введенского собора и золотые кресты. Под масляной краской, которой были покрыты стены Введенского храма, реставраторы обнаружили несколько чудом сохранившихся росписей, по-видимому, относящихся к концу ХIХ в. Сюжет или подпись к фотографиям: Из воспоминаний сестер Когда я вхожу в Введенский храм и смотрю на его росписи, мне становится тревожно на душе. Я вижу удивительные глаза Святителей, и мне кажется, что они с укором и надеждой смотрят на нас – как будто спрашивают: «Что происходит сейчас?» Не только с монастырем, но и со всеми нами. Они спрашивают нас... (конец) В 2001 г. в древнем городе Романове-Борисоглебске в мастерской братьев Шуваловых, а также на заводе им. М.В. Хруничева были отлиты колокола – неповторимый «голос» обители. Колокола освятили во славу Святой Троицы и в память новомучеников российских, их подняли на вновь построенную звонницу.
В 2008 г. исполнилось 300 лет со дня основания монастыря, 29 ноября состоялся посвященный этому событию торжественный крестный ход из города Покрова (от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы) к Свято-Введенской островной пустыни. Крестный ход возглавлял архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В нем приняли участие более тысячи верующих, среди них представители духовенства и клира Владимирской епархии. В завершение крестного хода на острове, у стен Никольского храма, состоялся торжественный молебен, посвященный 300-летию основания монастыря. В тот же день была отслужена заупокойная панихида по старцу Клеопе.
В 2009 г. на берегу озера, где в XIX в. размещались дома-гостиницы для паломников, с помощью Андрея Сергеевича Барканова построено двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В здании размещены классные комнаты, библиотека, спортивный зал, столовая, благоустроенные спальни. Силами Свято-Введенской обители в этом здании открылся православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних, малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. 1 сентября 2009 г. в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сестры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре. В «Ковчег» приходят всё новые и новые нуждающиеся, пансионат постепенно наполняется. Милостью Божией от года к году обитель восстанавливается. Впереди предстоит еще большая работа по реставрации Введенского храма, но сестры и игуменья много трудятся и неустанно молятся, надеясь, что Всемилостивый Господь не оставит их, как и прежде. Спасибо всем, кто с именем Господа в сердце и на устах помогает в нелегком деле восстановления монастыря, кто не оставляет своими заботами православный пансионат, кто жертвует, молится и сопереживает! МОНАСТЫРСКОЕ ПОДВОРЬЕ В СЕЛЕ МАТРЁНИНО В 1996 г. Свято-Введенской женской островной пустыни были переданы полуразрушенный храм Воскресения Христова в селе Матрёнино и окружающие его земли. С этого времени существует и подворье, где проживают насельницы монастыря. Храм Воскресения Христова построен в 1849 г. по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова и является одним из наиболее значимых архитектурных памятников Владимирской области. Он расположен по соседству с Андреевским –знаменитой и хорошо сохранившейся усадьбой графов Воронцовых и Воронцовых-Дашковых. История храма, усадьбы и ее владельцев тесно переплетены. В 1956 г. храм Воскресения Христова был закрыт, в нем устроили зернохранилище. Через несколько лет зернохранилище перевели в другое место, а храм разорили. С 1996 г. стараниями монастыря и его благодетелей в храме проведены восстановительные работы. В летнее время в нем совершаются богослужения (за зиму храм промерзает и отогревается только к празднику Святой Троицы). Остальную часть года богослужения совершаются в маленькой домовой церкви во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построенной по благословлению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Настоятель храма Воскресения Христова – иеромонах Меркурий (Двинин). Многое еще предстоит сделать, чтобы полностью восстановить храм Воскресения Христова, чтобы он снова засиял среди бескрайних российских просторов светлым кораблем, плывущим над земной суетой.
Адрес Свято-Введенской островной пустыни:
Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район, город Покров, п/о Введенское. Телефон: (09243) 6-31-36. Проезд: электропоездом с Курского вокзала г. Москвы или автобусом со Щелковского автовокзала г. Москвы до станции «Покров». Далее – местным автобусом «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский». Богослужения в обители совершаются ежедневно: 8:00 – Божественная литургия, 17:00 – Всенощное бдение. В обители читается «Неусыпаемая» Псалтырь об упокоении усопших и здравии живых благотворителей и прихожан монастыря. Текст буклета составлен по материалам книги В. Н. Алексеева «Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания».